Главная / Места / «Колесо» и руины Тирлянского завода

«Колесо» и руины Тирлянского завода

«Колесо» и руины Тирлянского завода
«Колесо» и руины Тирлянского завода
«Колесо» и руины Тирлянского завода
«Колесо» и руины Тирлянского завода
«Колесо» и руины Тирлянского завода
«Колесо» и руины Тирлянского завода
+1
Планируют посетить: 0

Купцы Твердышев и Мясников начали строительство железоделательного завода в селе Тирлянский в 1752 году. Оказалось, что воды́ в реке Тирлян недостаточно для нормальной работы мельниц и доменных печей, и стройку остановили. Завод перенесли на полноводную реку Белую, где возник город Белорецк.

Заводчица Дарья Пашкова (Мясникова) возобновила строительство в 1801 году. Тирлянский завод стал вспомогательным и вошёл в состав Белорецкого.

В 1837 году завод посетил будущий император Александр II вместе с наставником Василием Жуковским.

В 1878 году на завод прибыл новый управляющий, швед Аксель Гассельблат — опытный горный инженер, хороший специалист прокатного производства. Он установил листопрокатное оборудование и привёз в посёлок шведов, которые обучали местных работе на новом оборудовании. Большинство шведов уехало обратно, но пять человек остались и завели семьи — их предки живут в посёлке до сих пор.

Завод работал до 1994 года, когда из-за сильных ливней уровень воды в пруду поднялся и смыл плотину. Десятиметровый вал разрушил завод и часть жилых домов. Погибли 29 человек.

Завод решили не восстанавливать. Сохранились руины кузнечного цеха 19 века, здание заводоуправления и огромное колесо — привод, который вращал прокатные станы. Диаметр колеса — 12 метров, вес — 100 тонн.

В 2002 году восстановили пруд и построили новую плотину, на которой поставили памятник жертвам наводнения.

Рядом с плотиной на левом берегу пруда сохранилась выемка в скале, пробитая для узкоколейной железной дороги, которая соединяла станцию Запрудовку и Белорецкий завод.

Комментарии0

Аноним