Маяки под Петербургом
Расстояние:
251 км
Время в пути:
4 часа
Состав:
5 мест
На бензин:
≈ 1154
≈ 1154 ₽
Чтобы видеть цены только для вашей машины, выберите марку топлива в личном кабинете
92
1062 руб.
42.39 ₽/л
на 14.12.2019
ДТ
1202 руб.
47.99 ₽/л
на 14.12.2019
95
1154 руб.
46.08 ₽/л
на 14.12.2019
.KML
Что за .kml?
KML это формат файла для хранения офлайн-карт.
Чтобы открыть их у себя на телефоне, просто скачайте приложение maps.me. С ним удобно ездить и оно не раз выручало нас в глуши, где нет интернета.






Старт:
Санкт-Петербург
Найти меня
Финиш:
Введите город
Старт:
Санкт-Петербург
Промежуточные точки:
Форт «Константин» → Музей маячной службы → Шепелёвский маяк → Форт «Красная горка»
Главная / Маршруты / Маяки под Петербургом
Описание маршрута

Вейкбординг, маякспоттинг, ЖБОТ и много других непонятных слов становятся понятными в часе езды от Петербурга.

Путеводитель

Маршрут начинается в Санкт-Петербурге. Первый переезд до форта «Константин» составит 51 км. Это 45 минут в пути, если без пробок.

1
Форт «Константин»

Форт «Великий Князь Константин», а сегодня просто форт «Константин», построили более 200 лет назад. Изначально он был деревянным, спустя 50 лет его начали укреплять 10-тонными гранитными валунами, а сейчас он целиком отлит из бетона.

Форт полностью открыт — летом можно ходить по казематам, ползать по смотровым площадкам и посещать ближайшие маяки.

Недавно у форта появился отличный пиарщик, который продвигает все мероприятия на территории. Так что это уже не скучные бетонные монолиты, а современная площадка для активного отдыха и знакомства с маяками и фортами под Питером. 

Форумы, концерты, различные фесты — здесь постоянно кипит жизнь. Зимой, конечно, небольшое затишье, потому прежде чем отправляться знакомиться с Константином, стоит проверить, предполагаются какие-либо активности или нет.

Вид на форт с высоты птичьего полетаВид на форт с высоты птичьего полета

На форте вне зависимости от сезона всегда можно заказать морскую прогулку на пароме «Рипербан» и экскурсию по фортификационным сооружениям; посетить единственный в России музей маячной службы и кафе на воде «Форт», которое расположено на первом этаже пришвартованного дебаркадера.

Если соблазнитесь морской прогулкой, то маршрут таков: форт «Константин» — форт «Милютин» — форт «Александр I» — форт «Пётр I» — форт «Кроншлот» — зимняя пристань Петровского парка. Отправиться обратно на форт «Константин» можно на том же пароме. Взрослый билет стоит 550 рублей, детский — 400. Во время морской прогулки вас будет сопровождать гид. Ему можно задать какие-нибудь каверзные вопросы. Например, почему некоторые маяки полностью белые, некоторые красные, а некоторые — в шашечку?

Рекомендуем посещать форт самостоятельно. Это сэкономит вам 1000 рублей (таков официальный прайс за экскурсию) и не придется ходить, как выводок пингвинов, от точки до точки.

Вид на форт с водыВид на форт с воды

На самом форте все постройки немного привели в божеский вид, но при этом атмосфера «заброса» осталась: с потолков до сих пор стекает вода, в некоторых помещениях ещё нет света, отчего они напоминают настоящие казематы, а из внутренних коридоров получился знатный лабиринт. Если вы планировали заниматься диггерством, то здесь самое время проверить — по душе вам это или нет. 

Рекомендуем добраться до батареи «Шведе», построенной в 60-х годах 19 века. С батареи можно пробраться через окно и заглянуть в настоящий ДОТ, который сейчас врос в прибрежные камни. ДОТ пытались привести в порядок, чтобы и туда водить туристов, но из-за постоянных приливов и отливов вряд ли это получится. 

Для тех, кто приедет летом, рекомендуем недавно открытый парк активного отдыха KingWinch с суровым северным пляжем для моржей (не настоящих). Рядом есть батутный комплекс BUMP, трёхуровневый верёвочный парк, скалодром и рампа для скейтбординга. Вокруг разбросаны рекреационные зоны, беседки для барбекю и летние террасы.

Соревнования в центре KingWinchСоревнования в центре KingWinch

Ежегодно здесь проходят соревнования по вейкбордингу. Они проводятся среди всех полов и возрастов. После соревнований сотрудники форта готовят сюрпризы. Например, в июле 2017 года они организовали выступления и мастер-класс по танцам на шесте.

На форте можно взять напрокат дрифт-трайк — трёхколесный мотоцикл, предназначенный специально для дрифта. На данный момент площадка является единственным местом проката этих штуковин в Петербурге.

Вход на форт платный — 100 рублей. Рядом с фортом есть большая парковка. Если вы захотите въехать на территорию на машине, то придется заплатить на 50 рублей больше.

Внимание туристам не из Петербурга: в непогоду здесь очень холодно, ветер обдувает со всех четырех сторон. Обязательно возьмите куртку или дождевик.

Адрес:
Кольцевая Автомобильная дорога, Санкт-Петербург, Россия
Переезд составит 1 км. На дорогу уйдет 0 мин.
2
Музей маячной службы

Коллекцию музея маячной службы, который открылся совсем недавно в одном из бастионов форта «Константин», создавали просто безумцы — они ползали по помойкам, архивам, искали по болотам линзы старых маяков и нашли даже первый образец французского маяка. Всё мигает яркими вспышками, а огромную линзу Френеля моментально хочется унести домой — ну потому что «ого», вот это вещь! 

Cегодня это единственный в России музей, посвящённый маячной службе.   

На входе вас ждёт газоразрядная лампа. Всего таких ламп было выпущено две — одна для Черноморского флота и одна для Балтийского. За счёт вспышки, а не линзы, которые стали использовать позже, свет было видно на предельно максимальном расстоянии в 50 километров. Правда серийное производство оказалось дорогим. Порядковый номер лампы музея — 1. Это единственный сохранившийся экземпляр.

Вход в музейВход в музей

Посетителей ознакомят с историей маячной службы и покажут, как менялись маяки внешне. Здесь вы узнаете, что долгое время на вершинах маяков просто разжигали костры (да, прямо как во «Властелине колец») — других источников света не существовало. Затем начали использовать масло, нефть, газ, а ещё вещи вроде керосино-калильных и ацетиленовых горелок.

Прорыв в оснащении маяков был сделан в 1820 году, когда на них стали устанавливать мощные линзы Френеля. Одна из таких линз выставлена в музее. Она настолько огромная, что под неё выделили отдельное помещение.

Совсем уж дотошным посетителям экскурсовод расскажет обо всех 30 маяках Ленинградской области.

В музее есть интерактив и всё, что можно включить, разрешено включать. Макеты маяков можно зажечь, но настоящий — нет (свет маяка вблизи лишит вас зрения).

Среди экспонатов — навигационные, латеральные, плавучие предостерегающие и кардинальные знаки, которые используются на маяках России, стран СНГ и Европы. Особенный интерес представляют мобильные фонари, использовавшиеся при освещении Дороги жизни. Практически каждый найденный сотрудниками экспонат был отреставрирован, восстановлен по архивным документам, фотографиям и вырезкам из старых газет. 

Экспонаты музеяЭкспонаты музея

Во время экскурсии вам покажут особые ацетиленовые проблесковые аппараты, которые выпускались в СССР и разошлись по всему миру.

Музей работает со вторника по пятницу с 16 до 20, в субботу и воскресенье — с 12 до 20. Понедельник — выходной.

Стоимость посещения с экскурсоводом — 250 рублей. Школьникам, студентам и пенсионерам — 150 рублей.

Адрес:
Музей маячной службы, Санкт-Петербург, Россия
Переезд составит 48 км. На дорогу уйдет 57 мин.
3
Шепелёвский маяк

Шепелёвский маяк будет интересен тем, кто коллекционирует маяки, то есть занимается «маякспоттингом». Маяк действующий и находится рядом с цивилизацией — к нему ведет хорошая для Ленобласти дорога.

Подойти вплотную нельзя, так как по закону все маяки находятся в ведомстве Минобороны и на них установлен пропускной режим. Но смотреть никто не запрещает, поэтому рекомендуем дойти до башни неподалеку и насладиться видом.

Высота маяка — 38 метров (11 этажей). Наверху стоит лампа, которая дает две долгие вспышки через каждые 16 секунд. Рядом с маяком выстроена новенькая радиовышка.


Чугунный «ствол» Шепелёвского был куплен во Франции еще в 1908 году. Во время войны маяк не работал, но от него шли ледовые караваны по Малой дороге жизни к гарнизонам на островах Сескар, Лавенсаари и Гогланд. Сегодня на эти острова можно добраться только с загранпаспортом и разрешением, потому что они входят в пограничную зону.

В военное время здесь размещался рыболовецкий колхоз. Рыба с залива шла на нужды армии и местного населения. 

Сегодня территория маяка входит в государственный природный заказник и является охраняемой зоной. Здесь встречаются редкие растения, птицы и рыбы, некоторые занесены в Красную книгу.

Заброшенная вышка
Заброшенная вышка

Есть здесь одна интересная неформальная достопримечательность для любителей экстрима. Старая заброшенная вышка, которая находится неподалёку от маячного городка. Вы её сразу увидите, обогнув мыс со стороны залива. На неё стоит забраться хотя бы ради потрясающего вида на маяк и побережье. Будьте осторожны — за вышкой давно никто не следит. Балки, ступени и смотровые площадки могли прогнить до основания. Поднимайтесь на свой страх и риск.

Адрес:
Шепелёвский маяк, Ломоносовский район, Россия
Переезд составит 13 км. На дорогу уйдет 17 мин.
4
Форт «Красная горка»

Всего в 15 километрах от маяка находится форт «Красная горка». Это музей под открытым небом, пронизанный военной историей. В отличие от форта «Константин», который в военное время стоял без дела, «Красная горка» прошла огонь и воду.

В Гражданскую войну с форта обстреливали коммунистов, в Великую отечественную — фашистов.

Тут находятся остатки орудий и батарей, а с 2007 года небезразличные граждане открыли еще и музей. На территории всё ещё стоят два железнодорожных левиафана, волочивших 305 и 180-мм орудия столетней давности. Таких орудий было всего 25, но до наших дней сохранилось только два.

305-мм орудие на территории форта305-мм орудие на территории форта

Также можно заглянуть в ЖБОТ (железобетонную огневую точку) и осмотреть тяжёлое пулемётное гнездо системы Колотовкина. Мало что известно про эту систему кроме того, что она сразу после полевых испытаний была признана пригодной, а через 4 года комиссия внезапно передумала и её забраковала.

В округе до сих пор проходят раскопки, где находят орудия и личные вещи времен Второй мировой. В начале нулевых все орудия и сооружения форта хотели выкупить и забрать в частную коллекцию, но группа краеведов этому помешала. Можно сказать, что сражения за форт все еще идут.

Адрес:
Ленинградская область, Форт Красная Горка, Ломоносовский район, Россия
Переезд составит 141 км. На дорогу уйдет 2 ч.
5
Осиновецкий маяк

Осиновецкий маяк несложно найти — он находится на берегу Ладожского озера, а подъехать к нему можно по Дороге жизни, которая во время войны была единственной транспортной артерией через Ладожское озеро. Летом по воде, зимой по льду она связывала блокадный Ленинград со страной c 41 по 43 годы. Ориентиром к маяку является памятник «Разорванное кольцо». 

Маяк установлен в посёлке Ладожское озеро Всеволожского района на юго-западном берегу Ладоги. Его высота более 70 метров, это примерно 20-этажное здание. Осиновецкий маяк занимает девятую строчку в списке самых высоких «традиционных» маяков мира, подъем состоит из 366 ступеней. 

Его строили пять лет — с 1905 по 1910. Свет маяка даёт вспышки белого, красного и зеленого цветов, которые видно за 40 километров. 

В музее маячной службы рассказывают, что маяки уже считаются олд-скулом. Некоторые из них ещё служат ориентиром для судов, но с каждым годом их роль и значение заметно снижаются. Это связано с внедрением современных навигационных технологий, особенно GPS.

Во всём мире сейчас работает не более полутора тысяч маяков. 

А теперь про смотрителей. Наверное, на должность смотрителя есть какие-то общие требования, пакет документов и прочие бытовые условности, но мы хотим верить, что будущих смотрителей ещё юными отбирают и увозят из отчего дома на далёкие острова к просоленным морскими ветрами маякам. Там они отправляются на своё первое дежурство и только седыми возвращаются назад. Что-то подобное явно было у Джорджа Мартина.

До 2010 года на Осиновецком маяке работал самый старый маячник России — Сергей Шулятьев. В 2018 году ему исполнилось 85 лет. Службу он оставил в 77 лет по собственной воле, решив уйти на заслуженную пенсию. При нём попасть на маяк можно было достаточно просто — Сергей сам встречал посетителей и проводил экскурсии. В интервью для одного телеканала Сергей рассказывал: «Маячник — не профессия, а образ жизни. Чтобы стать профессионалом в этом деле специального образования не требуется. Необходимо любить море и высоту». 

 

Адрес:
308, А128, Ладожское озеро, Всеволожский район, Ленинградская область, Россия
Конец маршрута