У нас было три мешка золота, сто бирюлек, танк-паровоз финского производства и целое множество игрушек всех форм и расцветок, а также гуси-лебеди, билет в школу волшебства и десяток старинных славянских праздников. Не то чтобы это необходимый запас для поездки в Великий Устюг, но если решил ехать в гости к Деду Морозу — трудно остановиться.
В 1980-е годы сеть ярославских узкоколейных дорог выкупил кооператив, чтобы возобновить движение поездов и получать прибыль. Тогда Вадим Миронов, участник клуба любителей железнодорожной техники, предложил кооперативу взять в аренду у клуба узкоколейный паровоз, чтобы отремонтировать и катать на нём туристов.
Это был единственный в мире танк-паровоз Фт4-028 финского производства (1939 год), который нашли в Армении. Город Ленинакан разрушило землетрясение, депо обвалилось, но паровоз не пострадал. Полторы недели разыскивали кран, чтобы его погрузить и отправить на Северную железную дорогу. В Переславль танк прибыл 3 сентября 1990 года.
Кооператив отказался ремонтировать паровоз за свой счёт. Вскоре он обанкротился. Тогда в 1991 году Вадим предложил владельцу другого кооператива Анатолию Гусеву выкупить паровоз и нанять на работу Вадима. Анатолий согласился: выплачивал Вадиму жалование и покупал новые экспонаты. Кооператив назывался «Декор».
Анатолий приобрёл заброшенную железнодорожную ветку и превратил её вместе с техникой в частную коллекцию. В 1998 году она стала музеем. Экспонаты выкупал у предприятий на личные деньги и доходы со съёмок «Анкор, ещё анкор» Петра Тодоровского и «Диверсанта» Андрея Малюкова.
Ремонтировать экспонаты помогали энтузиасты. Им приходилось охранять полотно от местных жителей, которые снимали рельсы и сдавали в металлолом.
Музейная ветка длиной 2 километра ведёт от посёлка Талицы на Блудово болото, про которое писал Михаил Пришвин в «Кладовой солнца»: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей». Ветка осталась от старой узкоколейки, которую положили в 1920-х годах, чтобы возить торф для прядильной фабрики. В 1934 году проложили конно-железную дорогу — она не требовала топлива — а в 1936 узкоколейку закрыли.
Часть железнодорожного полотна восстановили, чтобы показывать экспонаты в действии. Самостоятельно можно покататься на ручной дрезине, но только в ясную погоду. В вагоне-лавке продаются сувениры и книги о железнодорожном транспорте.
Московский искусствовед Ирина Бусева-Давыдова собрала коллекцию из 5000 советских игрушек и в 2013 году сделала музей. В коллекции музея нет электронных игрушек. Есть те, которыми можно поиграть, например, железная дорога, княжеский шлем и меч.
Игрушки разделены по годам и странам производства — советские и зарубежные стоят на одной витрине, чтобы были видны отличия.
© Фото реставратора музея Дарьи Соболевой
В 1920-е годы игрушки изготавливали в артелях по образцу, который разрабатывали художники и скульпторы, например, Лев Разумовский и Лев Сморгон. Игрушки часто шили в домах инвалидов.
Делали игрушки из дерева, ткани, папье-маше, глины. У кукол было тряпичное тело, голова из керамики или папье-маше, крестьянская одежда и национальные костюмы разных народов. Зверей шили из ситца, плюша, а набивали опилками или ватой.
В 1930-х власти организовали Комитет по игрушке при Наркомпросе РСФСР и Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки и Всекопромсовета, которые разрабатывали тематику и выбирали сырьё. Игрушки стали средством идеологического воспитания — красноармейцы, военные корабли, оружие, пионеры, спортсмены, крестьяне. Изготавливали их на фабриках из пластика, ткани, древесно-опилочной массы.
Настольные игры были военными — «Морской бой», «Современный бой», «Бой танков».
В 1935 году в СССР официально разрешили праздновать новый год и начали изготавливать пластиковых Деда Мороза и Снегурку, шить зверей в праздничных костюмах.
В 1940-е, во время войны, выпускали красноармейцев — лётчиков, пехотинцев, танкистов, военную технику и солдатское снаряжение, кукол-медсестёр.
© Фото реставратора музея Дарьи Соболевой
После войны, в 1950-е, прививали «полезные» игры. Например, настолки «Будь осторожен!» и «Юные пожарники», наборы для опытов «Юный техник», «Аэронавтика» и «Полный набор по физике». Такие игры пропагандировали «успешное развитие советской науки и освоение космоса».
Выпускали игрушки, которые отражали бытовую жизнь: садовый инвентарь, бытовую технику и посуду. Появились «символы строительства, благоустройства, равенства»: тракторы, краны, самолёты, куклы в одинаковых униформах разных профессий.
В детских журналах печатали бумажные модели кораблей и самолётов, детали которых нужно было вырезать и склеить; настольные игры с карточками — «Ленин идет в Смольный», «Беглые, или Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
В 1970–1980-е политика изготовления не изменилась, поменялась технология — игрушки делали из полиэтилена, появились куклы, которые умели закрывать и открывать глаза. Появились игрушки из металла — конструкторы, автомобили, пистолеты с пистонами, солдатики.
В 1990-е появились игрушки, популярные на западе: кубик рубика, змейка, лабиринты, электронные тамагочи и тетрис, игрушки на управлении — танк и луноход.
Позвоните в музей заранее и запишитесь на экскурсию: +7 (800) 302-70-05.
В 18 веке в Вятском каждый четверг проходили базары, а раз в год ярмарки, на которые съезжались купцы и крестьяне со всей Московской губернии. На время гуляний сооружали аттракционы: качели, карусели, колесо обозрения — и устраивали забавы: бои мешками, гуси-лебеди, бирюльки. До наших дней аттракционы не дошли, но мастера восстановили их по чертежам 18–19 веков.
В бирюльках — так называли соломинки или тонкие деревянные палочки — участники высыпали на землю 600–100 бирюлек длиной 10–12 сантиметров. По очереди вынимали их из кучи — так, чтобы не задеть руками остальные, кто задел — пропускает ход. Бирюльку можно брать руками или проволочным крючком. Победил тот, у кого больше всех бирюлек.
Игроки изготавливали особенные бирюльки, за которые присваивали больше очков, — из костей животных, дерева, в форме сабли, копья, с украшением на конце.
Для игры в гусей-лебедей выбирали одного-двух волков и вожака игры. Все остальные становились гусями. Вожак оставался на одном конце поля, гуси — на противоположном, а волки прятались. Когда вожак замечал волков, бежал на своё место, хлопал и кричал:
— Гуси-лебеди, домой!
— Зачем?
— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
— А чего волкам надо?
— Серых гусей щипать да косточки глодать!
После этих слов гуси бежали к вожаку, волки их ловили. Пойманные гуси выходили из игры, которая шла до тех пор, пока волки не переловят всех гусей.
В боях мешками двое становились или садились на бревно и старались сбросить соперника мешком на землю. Для большей сложности одну руку прижимали к пояснице.
При Екатерине II стали популярны кулачные бои, которые раньше были запрещены. Из знати боями увлекались только братья Орловы и граф Растопчин, в придворной среде их страсть к «неистовым вакханалиям» не признавали. Орловы и Растопчин для привлечения бойцов велели придворным портным изготавливать и раздавать бесплатно боевые рукавицы, а оружейнику — отливать награды для победителей. В одном из имений Орловых организовали манеж, где тренировали крепостных крестьян. Братья и граф сами дрались и демонстрировали свои умения Екатерине II.
В музее кулачных боёв не устраивают, но на мешках подраться можно.
В 1979 году Вологодский областной Совет народных депутатов издал решение «О создании музея деревянного зодчества Вологодской области», выделил под музей землю и велел институту «Спецпроектреставрация» создать проект музея. Научные сотрудники ездили по области и искали подходящие старые деревянные дома. Насобирали одну усадьбу, двенадцать домов, семнадцать амбаров и бань, две церкви. Все памятники 19–20 веков, только Георгиевскую церковь построили в 17 веке.
Семёнково — музей «живой деревни», в котором можно побыть крестьянином 20 века.
В театрализованных играх с хороводами и забавами гостям нужно выполнить квест, например, нужно найти избушку Бабы Яги или спасти домовёнка Федю.
В путешествиях по станциям гости посещают несколько музейных объектов, и на каждом — новое задание: эстафета, подблюдное гадание, мастер-класс.
В программе «Солнцеворот» 11 крестьянских праздников, которые отмечают в разное время года. Во время представления расскажут про праздник, научат народным играм.
За «Один день из жизни деревни» можно отметить день рождения или проводить в рекруты, посетить лавку или школу 19 века, приготовить масло или поставить плетень.
Эколого-образовательный цикл — это либо десятидневный лагерь для детей, где расскажут про этнографию и экологию края; либо пешеходная экскурсия на 2 часа, где наблюдают за птицами и рассказывают о лесных чудовищах.
Крестьянские сезонные праздники появились до прихода христианства, когда славяне верили в богов, природных и домашних духов. Люди думали, что могут управлять с помощью магии сверхъестественными силами, следовательно, и своим благополучием. Для этого совершали обряды, которые с веками становились символическими праздниками. Главные праздники — сезонные, связанные со сменой времени года.
***
Комоедица — день весеннего равноденствия (20 или 21 марта), когда наступал новый год для земледельцев. В этот день почитали Медвежьего бога — Кома. Ему приносили жертву — первые праздничные блины, которые с песнями и плясками несли в лес. После двух недель праздника начинали пахать и сеять.
В 16 веке церковь заменила комоедицу «мясопустной седмицей» — неделей, когда нельзя есть мясо. Славяне прозвали церковный праздник Масленицей (4–10 марта 2019 года), потому что взамен мяса разрешалось есть сливочное масло, творог и сыр.
«Масленица», фрагмент картины. Б. М. Кустодиев, 1916 г.
В ночь перед Купалой — днем летнего солнцестояния (16 июня 2019 года) — совершали омовение в реках и озёрах, купались, и встречали солнце. Ночью искали в лесу цветущий папоротник, чтобы обрести клад, но папоротник не цветёт.
Перед Купалой — в Русальную неделю (9–16 июня) — не купались, чтобы не тревожить духов воды, которые тоже готовятся к празднику. Отмечали Купалу один день — работа на полях не терпела.
Церковь перенесла праздник на рождество Иоанна Крестителя (7 июля). Название церковного праздника связали с тем, что Иоанн крестил Христа в Иордане.
В вересень — день осеннего равноденствия (22–23 сентября) — отмечали конец полевых работ, прощались с солнцем: жгли костры и водили хороводы. В избе, в красном углу, ставили первый и последний сноп колосьев. Праздник начинался за неделю до вересеня и продолжался неделю после.
Ночь перед солнцеворотом — днём зимнего солнцестояния (21–22 декабря) — магическая, ведь старое солнце умерло, а новое родится только утром. В это время миром правят злые духи, которые уводят одиноких людей в свои владения. Чтобы отпугнуть духов, нужно собраться всей семьёй и праздновать, шуметь и веселиться. Для одиноких волхвы зажигали вечером большие костры.
Чтобы помочь родиться новому солнцу устраивали отдельный костёр — из огромного бревна, которое горело все 12 дней праздника. В костёр бросали ненужные вещи, которые хотели оставить в этом году, в старой жизни.
В музее хранятся изделия из стекла, керамики, бересты, мебели. Самая большая коллекция — прялок, их 600 штук. Музей устроили в Спасо-Суморином монастыре, который основал в 1554 году Феодосий Суморин (позже — Тотемский).
Когда преподобный ещё вёл мирскую жизнь, родители настояли на его женитьбе. После смерти родителей и жены Феодосий оставил денег на воспитание дочери и постригся в монахи. В 1554 году получил от царя грамоту, которая разрешала строить Тотемский монастырь. Из монастырского ансамбля уцелел только Вознесенский собор.
Музейные экспонаты
После смерти преподобного братия обнаружила под его одеянием железные вериги и власяницу, которые Феодосий носил на голое тело, дабы умерщвлять плоть, а на голове под куколем — железную шапку. Похоронили преподобного в 1568 году, а в 1796 обнаружили, что мощи его нетленны.
В 1919 году советская власть вскрыла мощи и отправила их в Вологодский краеведческий музей, в 2016 году мощи вернули Вознесенскому собору.
В 1823 году под монастырём похоронили Ивана Кускова, исследователя Аляски и Калифорнии, основателя и коменданта Форта-Росс в Калифорнии.
В 1790 году Кусков заключил контракт с купцом Барановым, по которому отправлялся в Америку за добычей пушного зверя. В 1812 году русские купцы основали укреплённое поселение Росс.
Землями, где русские построили форт, владело индейское племя кашайа-помо. Племя уступило русским свои владения за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги, несколько ниток бус.
Поселенцы продавали пушнину, разводили скот и выращивали овощи, чтобы снабжать Аляску продовольствием. Сначала русские нанимали для работы индейцев и платили им мукой, мясом и одеждой. Позже силой пригоняли индейцев на работы. Когда индейцы в знак протеста истребляли скот русских, те отправляли виновников на Аляску.
Российское государство заключило договор с другим поставщиком продовольствия и 1839 году продало форт американскому предпринимателю.
Кусков ушёл в отставку и вернулся в Тотьму ещё до продажи крепости — в 1821 году. В 1823 его похоронили, на предполагаемой могиле стоит крест и лежит якорь.
Кроме хранилища можно посетить с экскурсией Вознесенский собор. Запишитесь заранее: +7 (81739) 2-23-37, +7 (81739) 2-18-18.
Образ Деда Мороза создали в 1930-е годы по подобию Николая Чудотворца, который встречался в славянском фольклоре. У западных славян Святой Николай — покровитель детей, а у православных славян — покровитель путешественников, заключённых и сирот.
Святой Николай родился примерно в 270 году в Ликии (на территории современной Турции), которая в то время была греческой колонией. С раннего детства Николай был религиозен, спокоен и задумчив, не играл с детьми в шумные игры. Его родители заметили эту особенность и отдали Николая в ученики епископу. Мальчик не выходил из храма целыми днями, а ночи проводил в молитве.
***
По легенде, Святой Николай спас трёх девушек от их отца. Отец не мог собрать приданое дочерям, чтобы выдать их замуж, поэтому придумал сделать дочерей проститутками. Николай услышал о беде девушек и решил тайно им помочь, чтобы не унижать их публичной помощью постороннего.
Ночью, когда город спал, Николай бросил в дом через окно мешок с золотом. На утро отец нашёл его на своей кухне, обрадовался и выдал старшую дочь замуж. Когда пришло время замужества средней дочери, Николай бросил в дом второй мешок. Отец выдал замуж и вторую дочь, но захотел узнать имя благодетеля.
Когда для младшей дочери отыскался жених, отец не спал ночами и караулил незнакомца. Он услышал звон монет на полу и выскочил из дома, нагнал незнакомца и заглянул ему в лицо. Отец узнал Святого Николая и упал ему в ноги.
Со временем, три мешка золота превратились в символ новогодних подарков, а Николай — в волшебного дарителя.
***
От ворот вотчины начинается Тропа сказок с волшебными стёжками-дорожками, на которых гости должны разгадать загадки, чтобы пройти к дому Деда Мороза. В резном тереме с двенадцатью комнатами помощники волшебника встречают гостей и рассказывают о его жизни.
В кузнице Деда Мороза гости узнают о кузнечном ремесле и увидят процесс ручной ковки. В столярной мастерской посмотрят, как мастера изготавливают скульптуры, которые встречаются по всей Вотчине, и поучатся столярному делу.
В школе волшебства, после которой дети становятся волшебниками, получают сертификат и шляпу волшебника.
В детском городке можно кататься на горках, аттракционах, снегоходах, в собачьих и оленьих упряжках.
В зимнем саду цветут и плодоносят фруктовые деревья, кактусы, заморские цветы.
В зоопарке живут 300 видов животных — в вольерах среди леса, а не в клетках.
В леднике, где температура всегда -11...-15 градусов, стоят ледяные скульптуры сказочных героев, а на троне Деда Мороза можно загадать желание.
На почте можно отправить открытки и письма с особой печатью Деда Мороза, приобрести сувениры.
Письма Деду Морозу из 80 регионов России
В фольклорном центре «Горница» гости узнают о жизни северных крестьян, выпьют травяного чая с угощением, научатся делать поделки из льна и бересты.
В верёвочном парке (для детей от пяти лет) можно проверить свою силу и ловкость.
В лесной аптеке расскажут о полезных травах и угостят лесным чаем.
Вечером 31 декабря в 23 часа начнётся свето-музыкальное шоу «Главная ёлка года» с играми и подарками.
Остановиться можно в Вотчине — в одном из восьми коттеджей с кухней и посудой. Питаться — в кафе или ресторане с русской кухней.
Можно заказать экскурсию по отдельным объектам или по всей вотчине: +7 (81738) 5-21-32.