Новогодний маршрут в Великий Устюг

Расстояние:
993 км
Время в пути:
17 часов
Состав:
6 мест
На бензин:
≈ 4594
≈ 4594 ₽
Чтобы видеть цены только для вашей машины, выберите марку топлива в личном кабинете
92
4210 руб.
42.41 ₽/л
на 30.3.2020
ДТ
4740 руб.
47.74 ₽/л
на 30.3.2020
95
4594 руб.
46.27 ₽/л
на 30.3.2020
.KML
Что за .kml?
KML это формат файла для хранения офлайн-карт.
Чтобы открыть их у себя на телефоне, просто скачайте приложение maps.me. С ним удобно ездить и оно не раз выручало нас в глуши, где нет интернета.
Старт:
Москва
Промежуточные точки:
Железнодорожный музей в Переславле-Залесском → Музей «Детский мир» → Музей русских забав → Этнографический музей «Семенково» → Открытое хранение фондов
Главная / Маршруты / Новогодний маршрут в Великий Устюг
Описание маршрута

У нас было три мешка золота, сто бирюлек, танк-паровоз финского производства и целое множество игрушек всех форм и расцветок, а также гуси-лебеди, билет в школу волшебства и десяток старинных славянских праздников. Не то чтобы это необходимый запас для поездки в Великий Устюг, но если решил ехать в гости к Деду Морозу — трудно остановиться.

Путеводитель
Москва — отсюда начинается ваш маршрут.

Переезд составит 155 км. На дорогу уйдет 3 ч.
1
Железнодорожный музей в Переславле-Залесском

В 1980-е годы сеть ярославских узкоколейных дорог выкупил кооператив, чтобы возобновить движение поездов и получать прибыль. Тогда Вадим Миронов, участник клуба любителей железнодорожной техники, предложил кооперативу взять в аренду у клуба узкоколейный паровоз, чтобы отремонтировать и катать на нём туристов. 

Это был единственный в мире танк-паровоз Фт4-028 финского производства (1939 год), который нашли в Армении. Город Ленинакан разрушило землетрясение, депо обвалилось, но паровоз не пострадал. Полторы недели разыскивали кран, чтобы его погрузить и отправить на Северную железную дорогу. В Переславль танк прибыл 3 сентября 1990 года.

Кооператив отказался ремонтировать паровоз за свой счёт. Вскоре он обанкротился. Тогда в 1991 году Вадим предложил владельцу другого кооператива Анатолию Гусеву выкупить паровоз и нанять на работу Вадима. Анатолий согласился: выплачивал Вадиму жалование и покупал новые экспонаты. Кооператив назывался «Декор».

Анатолий приобрёл заброшенную железнодорожную ветку и превратил её вместе с техникой в частную коллекцию. В 1998 году она стала музеем. Экспонаты выкупал у предприятий на личные деньги и доходы со съёмок «Анкор, ещё анкор» Петра Тодоровского и «Диверсанта» Андрея Малюкова.

Ремонтировать экспонаты помогали энтузиасты. Им приходилось охранять полотно от местных жителей, которые снимали рельсы и сдавали в металлолом.

Музейная ветка длиной 2 километра ведёт от посёлка Талицы на Блудово болото, про которое писал Михаил Пришвин в «Кладовой солнца»: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей». Ветка осталась от старой узкоколейки, которую положили в 1920-х годах, чтобы возить торф для прядильной фабрики. В 1934 году проложили конно-железную дорогу — она не требовала топлива — а в 1936 узкоколейку закрыли.

Часть железнодорожного полотна восстановили, чтобы показывать экспонаты в действии. Самостоятельно можно покататься на ручной дрезине, но только в ясную погоду. В вагоне-лавке продаются сувениры и книги о железнодорожном транспорте.

Адрес:
Талицы, Переславский район, Ярославская область, Россия
Переезд составит 186 км. На дорогу уйдет 4 ч.
2
Музей «Детский мир»

Московский искусствовед Ирина Бусева-Давыдова собрала коллекцию из 5000 советских игрушек и в 2013 году сделала музей. В коллекции музея нет электронных игрушек. Есть те, которыми можно поиграть, например, железная дорога, княжеский шлем и меч.

Игрушки разделены по годам и странам производства — советские и зарубежные стоят на одной витрине, чтобы были видны отличия.

© фото реставратора музея Дарьи Соболевой
© Фото реставратора музея Дарьи Соболевой

В 1920-е годы игрушки изготавливали в артелях по образцу, который разрабатывали художники и скульпторы, например, Лев Разумовский и Лев Сморгон. Игрушки часто шили в домах инвалидов.

Делали игрушки из дерева, ткани, папье-маше, глины. У кукол было тряпичное тело, голова из керамики или папье-маше, крестьянская одежда и национальные костюмы разных народов. Зверей шили из ситца, плюша, а набивали опилками или ватой. 

В 1930-х власти организовали Комитет по игрушке при Наркомпросе РСФСР и Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки и Всекопромсовета, которые разрабатывали тематику и выбирали сырьё. Игрушки стали средством идеологического воспитания — красноармейцы, военные корабли, оружие, пионеры, спортсмены, крестьяне. Изготавливали их на фабриках из пластика, ткани, древесно-опилочной массы.

Настольные игры были военными — «Морской бой», «Современный бой», «Бой танков».

В 1935 году в СССР официально разрешили праздновать новый год и начали изготавливать пластиковых Деда Мороза и Снегурку, шить зверей в праздничных костюмах.

В 1940-е, во время войны, выпускали красноармейцев — лётчиков, пехотинцев, танкистов, военную технику и солдатское снаряжение, кукол-медсестёр.

© фото реставратора музея Дарьи Соболевой
© Фото реставратора музея Дарьи Соболевой

После войны, в 1950-е, прививали «полезные» игры. Например, настолки «Будь осторожен!» и «Юные пожарники», наборы для опытов «Юный техник», «Аэронавтика» и «Полный набор по физике». Такие игры пропагандировали «успешное развитие советской науки и освоение космоса».

Выпускали игрушки, которые отражали бытовую жизнь: садовый инвентарь, бытовую технику и посуду. Появились «символы строительства, благоустройства, равенства»: тракторы, краны, самолёты, куклы в одинаковых униформах разных профессий.

В детских журналах печатали бумажные модели кораблей и самолётов, детали которых нужно было вырезать и склеить; настольные игры с карточками — «Ленин идет в Смольный», «Беглые, или Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

В 1970–1980-е политика изготовления не изменилась, поменялась технология — игрушки делали из полиэтилена, появились куклы, которые умели закрывать и открывать глаза. Появились игрушки из металла — конструкторы, автомобили, пистолеты с пистонами, солдатики.

В 1990-е появились игрушки, популярные на западе: кубик рубика, змейка, лабиринты, электронные тамагочи и тетрис, игрушки на управлении — танк и луноход.

Позвоните в музей заранее и запишитесь на экскурсию: +7 (800) 302-70-05.

Адрес:
Давыдовская улица, 2, Некрасовский район, Ярославская область, Россия
Переезд составит 1 км. На дорогу уйдет 1 мин.
3
Музей русских забав

В 18 веке в Вятском каждый четверг проходили базары, а раз в год ярмарки, на которые съезжались купцы и крестьяне со всей Московской губернии. На время гуляний сооружали аттракционы: качели, карусели, колесо обозрения — и устраивали забавы: бои мешками, гуси-лебеди, бирюльки. До наших дней аттракционы не дошли, но мастера восстановили их по чертежам 18–19 веков.

В бирюльках — так называли соломинки или тонкие деревянные палочки — участники высыпали на землю 600–100 бирюлек длиной 10–12 сантиметров. По очереди вынимали их из кучи — так, чтобы не задеть руками остальные, кто задел — пропускает ход. Бирюльку можно брать руками или проволочным крючком. Победил тот, у кого больше всех бирюлек.

Игроки изготавливали особенные бирюльки, за которые присваивали больше очков, — из костей животных, дерева, в форме сабли, копья, с украшением на конце.


Для игры в гусей-лебедей выбирали одного-двух волков и вожака игры. Все остальные становились гусями. Вожак оставался на одном конце поля, гуси — на противоположном, а волки прятались. Когда вожак замечал волков, бежал на своё место, хлопал и кричал:

— Гуси-лебеди, домой!

— Зачем?

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

После этих слов гуси бежали к вожаку, волки их ловили. Пойманные гуси выходили из игры, которая шла до тех пор, пока волки не переловят всех гусей.

В боях мешками двое становились или садились на бревно и старались сбросить соперника мешком на землю. Для большей сложности одну руку прижимали к пояснице. 

При Екатерине II стали популярны кулачные бои, которые раньше были запрещены. Из знати боями увлекались только братья Орловы и граф Растопчин, в придворной среде их страсть к «неистовым вакханалиям» не признавали. Орловы и Растопчин для привлечения бойцов велели придворным портным изготавливать и раздавать бесплатно боевые рукавицы, а оружейнику — отливать награды для победителей. В одном из имений Орловых организовали манеж, где тренировали крепостных крестьян. Братья и граф сами дрались и демонстрировали свои умения Екатерине II. 

В музее кулачных боёв не устраивают, но на мешках подраться можно.

Адрес:
улица Середская, 11, село Вятское, Некрасовский район, Ярославская область, Россия
Переезд составит 190 км. На дорогу уйдет 3 ч.
4
Этнографический музей «Семенково»

В 1979 году Вологодский областной Совет народных депутатов издал решение «О создании музея деревянного зодчества Вологодской области», выделил под музей землю и велел институту «Спецпроектреставрация» создать проект музея. Научные сотрудники ездили по области и искали подходящие старые деревянные дома. Насобирали одну усадьбу, двенадцать домов, семнадцать амбаров и бань, две церкви. Все памятники 19–20 веков, только Георгиевскую церковь построили в 17 веке.

Семёнково — музей «живой деревни», в котором можно побыть крестьянином 20 века.

В театрализованных играх с хороводами и забавами гостям нужно выполнить квест, например, нужно найти избушку Бабы Яги или спасти домовёнка Федю. 

В путешествиях по станциям гости посещают несколько музейных объектов, и на каждом — новое задание: эстафета, подблюдное гадание, мастер-класс.


В программе «Солнцеворот» 11 крестьянских праздников, которые отмечают в разное время года. Во время представления расскажут про праздник, научат народным играм.

За «Один день из жизни деревни» можно отметить день рождения или проводить в рекруты, посетить лавку или школу 19 века, приготовить масло или поставить плетень.

Эколого-образовательный цикл — это либо десятидневный лагерь для детей, где расскажут про этнографию и экологию края; либо пешеходная экскурсия на 2 часа, где наблюдают за птицами и рассказывают о лесных чудовищах.

Крестьянские сезонные праздники появились до прихода христианства, когда славяне верили в богов, природных и домашних духов. Люди думали, что могут управлять с помощью магии сверхъестественными силами, следовательно, и своим благополучием. Для этого совершали обряды, которые с веками становились символическими праздниками. Главные праздники — сезонные, связанные со сменой времени года. 

***

Комоедица — день весеннего равноденствия (20 или 21 марта), когда наступал новый год для земледельцев. В этот день почитали Медвежьего бога — Кома. Ему приносили жертву — первые праздничные блины, которые с песнями и плясками несли в лес. После двух недель праздника начинали пахать и сеять.

В 16 веке церковь заменила комоедицу «мясопустной седмицей» — неделей, когда нельзя есть мясо. Славяне прозвали церковный праздник Масленицей (4–10 марта 2019 года), потому что взамен мяса разрешалось есть сливочное масло, творог и сыр. 

«Масленица», фрагмент картины. Б. М. Кустодиев, 1916 г.
«Масленица», фрагмент картины. Б. М. Кустодиев, 1916 г.

В ночь перед Купалой — днем летнего солнцестояния (16 июня 2019 года) — совершали омовение в реках и озёрах, купались, и встречали солнце. Ночью искали в лесу цветущий папоротник, чтобы обрести клад, но папоротник не цветёт.

Перед Купалой — в Русальную неделю (9–16 июня) — не купались, чтобы не тревожить духов воды, которые тоже готовятся к празднику. Отмечали Купалу один день — работа на полях не терпела.

Церковь перенесла праздник на рождество Иоанна Крестителя (7 июля). Название церковного праздника связали с тем, что Иоанн крестил Христа в Иордане. 

В вересень — день осеннего равноденствия (22–23 сентября) — отмечали конец полевых работ, прощались с солнцем: жгли костры и водили хороводы. В избе, в красном углу, ставили первый и последний сноп колосьев. Праздник начинался за неделю до вересеня и продолжался неделю после. 

Ночь перед солнцеворотом — днём зимнего солнцестояния (21–22 декабря) — магическая, ведь старое солнце умерло, а новое родится только утром. В это время миром правят злые духи, которые уводят одиноких людей в свои владения. Чтобы отпугнуть духов, нужно собраться всей семьёй и праздновать, шуметь и веселиться. Для одиноких волхвы зажигали вечером большие костры. 

Чтобы помочь родиться новому солнцу устраивали отдельный костёр — из огромного бревна, которое горело все 12 дней праздника. В костёр бросали ненужные вещи, которые хотели оставить в этом году, в старой жизни.

Адрес:
деревня Семенково, Вологодский район, Вологодская область, Россия
Переезд составит 215 км. На дорогу уйдет 3 ч.
5
Открытое хранение фондов

В музее хранятся изделия из стекла, керамики, бересты, мебели. Самая большая коллекция — прялок, их 600 штук. Музей устроили в Спасо-Суморином монастыре, который основал в 1554 году Феодосий Суморин (позже — Тотемский). 

Когда преподобный ещё вёл мирскую жизнь, родители настояли на его женитьбе. После смерти родителей и жены Феодосий оставил денег на воспитание дочери и постригся в монахи. В 1554 году получил от царя грамоту, которая разрешала строить Тотемский монастырь. Из монастырского ансамбля уцелел только Вознесенский собор.

Музейные экспонаты
Музейные экспонаты

После смерти преподобного братия обнаружила под его одеянием железные вериги и власяницу, которые Феодосий носил на голое тело, дабы умерщвлять плоть, а на голове под куколем — железную шапку. Похоронили преподобного в 1568 году, а в 1796 обнаружили, что мощи его нетленны. 

В 1919 году советская власть вскрыла мощи и отправила их в Вологодский краеведческий музей, в 2016 году мощи вернули Вознесенскому собору.

В 1823 году под монастырём похоронили Ивана Кускова, исследователя Аляски и Калифорнии, основателя и коменданта Форта-Росс в Калифорнии.

В 1790 году Кусков заключил контракт с купцом Барановым, по которому отправлялся в Америку за добычей пушного зверя. В 1812 году русские купцы основали укреплённое поселение Росс.

Землями, где русские построили форт, владело индейское племя кашайа-помо. Племя уступило русским свои владения за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги, несколько ниток бус.

Поселенцы продавали пушнину, разводили скот и выращивали овощи, чтобы снабжать Аляску продовольствием. Сначала русские нанимали для работы индейцев и платили им мукой, мясом и одеждой. Позже силой пригоняли индейцев на работы. Когда индейцы в знак протеста истребляли скот русских, те отправляли виновников на Аляску.

Российское государство заключило договор с другим поставщиком продовольствия и 1839 году продало форт американскому предпринимателю.

Кусков ушёл в отставку и вернулся в Тотьму ещё до продажи крепости — в 1821 году. В 1823 его похоронили, на предполагаемой могиле стоит крест и лежит якорь.

Кроме хранилища можно посетить с экскурсией Вознесенский собор. Запишитесь заранее: +7 (81739) 2-23-37, +7 (81739) 2-18-18.

Адрес:
Спасо-Суморин монастырь, посёлок Лесотехникума, Тотьма, Тотемский район, Вологодская, Россия
Переезд составит 249 км. На дорогу уйдет 5 ч.
6
Вотчина Деда Мороза

Образ Деда Мороза создали в 1930-е годы по подобию Николая Чудотворца, который встречался в славянском фольклоре. У западных славян Святой Николай — покровитель детей, а у православных славян — покровитель путешественников, заключённых и сирот.

Святой Николай родился примерно в 270 году в Ликии (на территории современной Турции), которая в то время была греческой колонией. С раннего детства Николай был религиозен, спокоен и задумчив, не играл с детьми в шумные игры. Его родители заметили эту особенность и отдали Николая в ученики епископу. Мальчик не выходил из храма целыми днями, а ночи проводил в молитве.

***

По легенде, Святой Николай спас трёх девушек от их отца. Отец не мог собрать приданое дочерям, чтобы выдать их замуж, поэтому придумал сделать дочерей проститутками. Николай услышал о беде девушек и решил тайно им помочь, чтобы не унижать их публичной помощью постороннего.

Ночью, когда город спал, Николай бросил в дом через окно мешок с золотом. На утро отец нашёл его на своей кухне, обрадовался и выдал старшую дочь замуж. Когда пришло время замужества средней дочери, Николай бросил в дом второй мешок. Отец выдал замуж и вторую дочь, но захотел узнать имя благодетеля. 

Когда для младшей дочери отыскался жених, отец не спал ночами и караулил незнакомца. Он услышал звон монет на полу и выскочил из дома, нагнал незнакомца и заглянул ему в лицо. Отец узнал Святого Николая и упал ему в ноги.

Со временем, три мешка золота превратились в символ новогодних подарков, а Николай — в волшебного дарителя.

***

От ворот вотчины начинается Тропа сказок с волшебными стёжками-дорожками, на которых гости должны разгадать загадки, чтобы пройти к дому Деда Мороза. В резном тереме с двенадцатью комнатами помощники волшебника встречают гостей и рассказывают о его жизни. 

В кузнице Деда Мороза гости узнают о кузнечном ремесле и увидят процесс ручной ковки. В столярной мастерской посмотрят, как мастера изготавливают скульптуры, которые встречаются по всей Вотчине, и поучатся столярному делу.

В школе волшебства, после которой дети становятся волшебниками, получают сертификат и шляпу волшебника.

В детском городке можно кататься на горках, аттракционах, снегоходах, в собачьих и оленьих упряжках. 

В зимнем саду цветут и плодоносят фруктовые деревья, кактусы, заморские цветы.

В зоопарке живут 300 видов животных — в вольерах среди леса, а не в клетках.

В леднике, где температура всегда -11...-15 градусов, стоят ледяные скульптуры сказочных героев, а на троне Деда Мороза можно загадать желание.

На почте можно отправить открытки и письма с особой печатью Деда Мороза, приобрести сувениры.

Письма Деду Морозу из 80 регионов России
Письма Деду Морозу из 80 регионов России

В фольклорном центре «Горница» гости узнают о жизни северных крестьян, выпьют травяного чая с угощением, научатся делать поделки из льна и бересты.

В верёвочном парке (для детей от пяти лет) можно проверить свою силу и ловкость.

В лесной аптеке расскажут о полезных травах и угостят лесным чаем.

Вечером 31 декабря в 23 часа начнётся свето-музыкальное шоу «Главная ёлка года» с играми и подарками.

Остановиться можно в Вотчине — в одном из восьми коттеджей с кухней и посудой. Питаться — в кафе или ресторане с русской кухней.

Можно заказать экскурсию по отдельным объектам или по всей вотчине: +7 (81738) 5-21-32.

Адрес:
Вотчина Деда мороза, Великоустюгский район, Вологодская область, Россия
Конец маршрута