По легенде, в 9 веке славянские и финно-угорские племена пригласили варяг княжить на Руси — чтобы прекратить борьбу за власть племенных предводителей. Княжить вызвались Рюрик и его младшие братья — Трувор и Синеус. Рюрик отправился в Новгород, Трувора послал в Изборск, а Синеуса — в Белоозеро. Но братья не дошли до своих владений. Пробыв в дороге два года, умерли по пути.
Синеусов курган — это искусственный холм, который, по преданиям, считается могилой Синеуса. Курган отличается от других холмов в округе тем, что состоит только из песка, без земли и камней.
В «Повести временных лет» говорится, что в 862 году Синеус отправился княжить на Белоозеро. Князь до Белоозера не доехал — умер по дороге в 864 году. Дружина принесла тело к берегам священного озера и похоронила с почестями. Князя одели в парчовые одежды и меховую шапку, рядом уложили оружие, еду и питьё. Княжеского коня нарядили золотой сбруей, убили и положили вместе с хозяином. Над могилой насыпали курган, который считался жилищем умершего.
Могилу князя до сих пор не раскопали. Кто-то из местных начал рыть яму, спустился в неё, чтобы продолжить, как вдруг яма доверху наполнилась водой, и старатель утонул. Не один человек погиб в этой яме.
В советское время часть холма срыли, чтобы набрать песка для строительства, а на вершине хотели устроить хранилище для картошки. Вырыли яму, обложили внутри досками и засыпали картошкой. Но за ночь она вся сгнила.
С того времени холм оставили в покое. Осмотреть его можно в любое время.
Рюрик с дружиной направлялся в Новгород, откуда собрался править. По пути князь остановился на отдых в Ладоге и отсюда отдал первые княжеские распоряжения, поэтому историки считают Ладогу первой столицей Руси. По одному из распоряжений в 862 году построили первую деревянную крепость на Ладожском мысу, где Ладожка (Елена) впадает в Волхов.
В конце 9 века Вещий Олег приказал разобрать деревянное укрепление и на его месте возвести каменное — старая крепость была небольшой, потому что предназначалась только для дружины князя и защищала не весь город. Части стен и четырёхугольной башни нашли на раскопках в 1970 году.
Крепость закрывала путь из Балтийского моря в русские земли до 997 года, пока норвежский ярл Эйрик не разрушил укрепление.
Новое укрепление возвели сразу же — деревянное, вокруг выкопали ров. В 1116 году крепость снова заменили каменной по велению Мстислава Великого.
До наших дней дошло строение 16 века, когда его модернизировали с приходом огнестрельного оружия. Вдоль южной стены насыпали земляной вал с тремя выступами, на них возвели три шестиугольные трёхярусные башни — одна из них проходная. Вдоль вала выкопали ров глубиной 4 метра и шириной 12 метров. К Волхву прорыли тайный ход. До наших дней сохранились Климентовская и Воротная башни и руины Раскатной, Стрелочной и Тайничной башен.
В последний раз крепость осаждали в 1701 году во время Северной войны, и после войны укрепление утратило военное значение.
Первые раскопки провели в 1884 году, а в 1971 году крепость отреставрировали и открыли в ней Староладожский музей-заповедник. На территории в 160 гектаров есть:
каменные сооружения Староладожской крепости;
урочища Сопки и Победище;
Васильевский погост с церковью святого Василия Кесарийского;
церкви — Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе, Алексия — человека Божия, святого Георгия, Дмитрия Солунского, Преображения Господня;
монастыри — Успенский, Никольский;
Варяжская улица;
дома Калязиных, усадьба «Успенское»;
каменная часовня на Варяжской улице;
земляной город;
городище в устье реки Любша.
В музее проводят экскурсии и лекции, праздники и бракосочетания, военно-исторические и реконструкторские фестивали.
Погребальный курган высотой 10 метров находится в урочище «Сопки» рядом со Старой Ладогой. Имеет номер 5-III и названия «Полая сопка», «Сопка Ходаковского» — в честь первого исследователя, который начал раскопки в 1820 году.
Новгородская первая летопись 11 века говорит, что Олег с дружиной шёл в Новгород, но в Ладоге умер. Эта запись породила много поверий среди местных жителей, которые прозвали сопку «Олеговой могилой». В одном из таких поверий по ночам слышно стук копыт и заунывное пение дружины, которая хоронит своего князя.
Есть несколько опровержений местного предания.
Курган входит в Староладожский музей-заповедник. Холм сохранился и осмотреть его можно в любое время. Узнать его среди других сопок можно по камню с табличкой у подножия.
Рюриково городище считается первой столицей Руси, центром Приильменья, откуда варяг Рюрик в 862 году правил славянскими и финно-угорскими племенами. До 19 века это место называлось просто Городищем, а после раскопок, где нашли варяжское снаряжение, фигурки с рунами и монеты, городище стало Рюриковым.
В 882 году Вещий Олег захватил Киев и перенёс престол туда — город стал северной столицей государства, откуда правил великий князь киевский. А из городища правил старший сын князя — это была южная и вторая по значимости столица. Городище оставалось центром по сбору и учёту податей.
В городище воспитывался Александр Невский, жили Дмитрий Донской, Василий Тёмный, Иван III, Иван Грозный.
Городище занимало примерно гектар. Его окружал вал в форме подковы — открытая часть выходила на Волхов, внутри проходил ещё один, который защищал центр поселения. Форма подковы говорит о том, что поселение выросло из укреплённой корабельной стоянки.
В 10 веке городище стояло на торговом пути «из варяг в греки» — на высоком мысу у истока Волхова. Оно контролировало судоходство из Волхова в Ильмень. В конце 10 века резиденция князя всё ещё находилась в городище, но центр ремесла и торговли сместился в новое поселение, которое образовалось чуть в стороне — вокруг двора епископа. Поселение получило название Новгород.
В 1103 году по приказу Мстислава Великого возвели Благовещенский храм в честь рождения первого сына — Всеволода. В 1342 году храм разобрали и перестроили по велению новгородского архиепископа. Новый храм действовал до 1930 года — советская власть его закрыла. В 1941 году храм разрушили артобстрелом и до сих пор не восстановили — это единственная постройка, остатки которой сохранились на городище.
В 1901 году на городище провели первые раскопки. Нашли предметы не только времён варяг, но и первобытных людей 2–3 тысячелетия до нашей эры. С 1975 года раскопки на городище проводят ежегодно — в них можно поучаствовать. Находки попадают в новгородский музей-заповедник. В честь 1150-летней даты российской государственности на городище установили Княжий камень.
По местному преданию, под Шум-горой погребён Рюрик. Этот слух в начале 2000-х распространила семья местных копателей Алексашиных. Аргумент — сопка напоминала склеп.
Сопку насыпали в 8–10 веках, она является самым крупным средневековым захоронением в Европе. Её высота — 14 метров, а диаметр — 70.
Шум-гора выделяется не только размерами — у неё необычное для курганов строение. Насыпь состоит из двух ярусов, вершина второго — плоская. Поверхность выложена плитами известняка и покрыта дёрном. С помощью радиолокатора установили, что внутри кургана есть небольшая комната, к которой ведёт проход.
Археологи версию Алексашиных не подтвердили. Таких погребальных сооружений в России не встречалось, поэтому учёные предположили, что это не могила, а оборонительное сооружение, как в Западной Европе.
Шум-гору не раскапывали, но предположили, что её соорудил Мстислав Великий, мать которого была англосаксонкой, а жена шведкой. Поэтому Мстислав был знаком с культурой и военным делом этих стран, откуда позаимствовал сооружение. Такие форты строили возле замков для защиты.
Название горы связано с легендой о том, что на месте сопки была колокольня. И в одно из богослужений, когда звонили в колокола, церковь провалилась под землю и со временем заросла травой. Если приложить ухо к земле, то можно услышать колокольный звон.
Курган можно осмотреть в любое время.
Городище Старое Изборское существовало в 8–13 веках. Оно занимало гектар и имело треугольную форму — как мыс, на котором оно располагалось. Выйти к нему можно двумя путями: либо по улице Печорской через поле к окраине древнего поселения, либо дойти от Талавской башни через овраг, к главному входу.
Основали городище кривичские ремесленники и торговцы в конце 7 века и обнесли его валом и рвом. Среди найденных жилищ были славянские срубы с деревянными полами и печками из глины и срубы с глинобитными полами и очагами — жилища западных народов, например, балтов. Дома хаотично выстроились вокруг площади, на которой проводили собрания и языческие празднества.
По легенде, Трувор пошёл княжить в Изборск, но в пути умер. Возможно, это ему принадлежит самый большой памятник на древнем кладбище.
В 10 веке случился пожар, после которого Старый Изборск перестроили и поделили на две части. Первую часть, мыс, занимал детинец с дубовой стеной по периметру и воротами, а во второй части располагался посад с мирными жителями: бронзолитейщиками, ювелирами, каменщиками, косторезами, кузнецами.
В 11 веке Изборск стал пограничным городом новгородско-псковских земель. Город окружили каменной стеной, а на месте детинца возвели каменную шестиугольную башню. В 1232 году город впервые захватили — это был Ливонский орден. Русские вернули город и к концу века перенесли его на Жеравью гору к новой крепости. Городище опустело.
От городища сохранилось кладбище со множеством каменных надгробий и памятников. Самый знаменитый — крест выше человеческого роста.
Крест вырублен из известняковой плиты, относится к 15 веку и имеет надпись на старославянском языке: «Царь славы Иисус Христос Ника». Несмотря на датировку и надпись, в народе крест известен как Труворов. Якобы, он стоит на могиле рюрикова брата.
В юго-восточном углу городища стоит церковь Николая Чудотворца, покровителя изборян. Когда город перенесли на новое место, при церкви сложился монастырь. В 17 веке церковь сгорела и на её месте возвели каменную, которая стоит до сих пор. Монастырь упразднили в 18 веке, а церковь забросили. Сейчас её можно осмотреть только снаружи.
Крепость заложил псковский посадник Шелога в 1330 году. Укрепление имело форму треугольника со скруглёнными концами. Его площадь — 2,4 гектара. С двух сторон крепость окружал высокий обрыв, а с третьей выкопали ров. В 15 веке деревянные стены заменили каменными — из местной известняковой плиты. По периметру стены стояли семь башен — шесть круглых, и одна в форме неправильного шестиугольника.
На западной стене установили три каменных креста, которые смотрели в сторону Ливонского ордена и охраняли от его нападения.
В восточной стене, рядом с башней «Луковка» посадник Шелога оставил тайный лаз — нишу в стене, которая заложена камнем без раствора.
От ниши по обрыву шла траншея, выложенная внутри плитняком, а сверху покрытая дёрном. Траншея вела к колодцу, где брали воду во время осады.
Сейчас сохранились часть стен и шесть башен.
Башня «Луковка» 14 века — первое каменное сооружение крепости. Стоит внутри укрепления, а не примыкает к стене. У башни было 5 ярусов, последний не сохранился, под первым остался подвал для боеприпасов. В 2000 году башню отреставрировали и сделали смотровой площадкой.
Талавская башня 14 века — в форме неправильного шестиугольника. Пять ярусов были из камня, шестой — деревянный, для стрелков. Внутри сохранились следы от каменных ядер, которыми в 1569 году крепость обстрелял польский воевода Александр Полубенский.
«Темнушку» возвели в 15 веке перед главным въездом. Её высота — 15 метров, состоит из шести боевых ярусов. Название получила из-за недостатка света внутри.
«Рябиновка» — высотой 16 метров, с шестью боевыми ярусами и двумя выходами: на крепостную стену и внутрь крепости. Называлась так из-за рябиновой рощи рядом с башней.
«Вышка» — самая высокая и мощная башня высотой 19 метров. Шестой ярус имел деревянную вышку для стрелков. У башни было два выхода — на стену и в крепость. В середине — тайный выход в поле.
Колокольная башня — рядом с главным въездом в город — Никольскими воротами. Четыре боевых яруса, на верхнем была звонница со сполошным колоколом. В 19 веке звонницу разобрали.
Внутри крепости у главного входа построили Никольский собор. Точная дата неизвестна, но собор упоминается в псковских летописях с 1341 года. Храм действует до сих пор. Посетить его можно во время экскурсии по крепости.
В 10–12 веках городок стоял на пути «из варяг в греки», по которому на Русь приплыли первые скандинавы. Кто-то отправлялся на родину, а кто-то оставался жить на Руси в одном из таких городков.
С 10 века Городок на Ловати был ремесленным и торговым центром, где жили мастера из кривичских племён. Основными профессиями были кузнечное и ювелирное дело.
Городок окружала деревянная стена, укреплённая земляным валом. Жилища располагались кольцами. Первое от вала кольцо занимали хозяйственные постройки. Ремесленные мастерские занимали одну половину городка, а жилища вторую. У домов была столбовая конструкция и глиняно-каменная печь, позже появились срубы с печами-каменками.
В 11 веке городок погиб в пожаре, на его месте построили новый. Жители занимались земледелием и скотоводством. Крестьяне жили в избах с подпольями-хранилищами.
В 12 веке последние жители городка занимались керамикой. Как он перестал существовать — неизвестно. Возможно, жители перебрались на новое место после очередного пожара.
Городок раскопали полностью, но холмы, под которыми он лежал, можно увидеть до сих пор.
Когда первые варяги прибыли на Русь, они основали свои поселения или примкнули к славянским. Несколько из варяжско-славянских поселений охраняет заповедник «Гнёздово». Древнерусские курганы и городища занимают площадь 207 гектаров.
В 1867 году рабочие, когда прокладывали железную дорогу, нашли клад из серебряных украшений. Клад передали в Эрмитаж. В 1870 году нашли ещё два клада, после чего в 1874 году Московское археологическое общество отправило в Гнёздово своего корреспондента. Он раскопал 14 курганов. Самыми ценными находками стали каролингский меч 8–10 веков и скандинавский наконечник копья, которые привлекли в Гнёздово археологов. В 2011 году создали археологический музей-заповедник. Раскопки ведут до сих пор.
В заповеднике исследовано 4,5 тысячи курганов, два селища — Центральное и Ольшанское, которые состоят из городища и поселения. Самые древние памятники относятся к 9–10 векам.
Основная часть курганов — могилы славян и скандинавов, в которых покоятся пепел умершего, иногда в глиняном сосуде, иногда прямо на земле. В могилу складывали личные вещи умершего — одежду, оружие, орудие ремесла — и языческие амулеты, монеты, украшения. В некоторых курганах нашли пепел умершего в ладье, в некоторых вместе с прахом мужчины лежал прах женщины — рабыни или жены — или труп коня в полном боевом снаряжении.
В 10 веке жители Гнёздова занимались ремеслом и торговлей. Об этом говорят найденные орудия ювелиров, кузнецов, гончаров и монеты — византийские, арабские. К 11 веку центр ремесла и торговли смещается в Смоленск, а Гнёздово превращается в феодальную усадьбу. И до 19 века остаётся не примечательным «сельцом Гнёздовым», пока не находят клад и не начинают раскопки.