«На Волге вдохновения я не нашёл», — писал Исаак Левитан Чехову. «Именно поэтому я написал здесь около двухсот картин», — добавил он позднее.
Московский предприниматель и художник-любитель Сергей Морозов в 1889 году пристроил к дому своей матери Марии двухэтажный флигель. На первом этаже сделал жилые комнаты, на втором — художественную мастерскую. В этом же году Сергей уступил свою мастерскую Исааку Левитану, а через два года отдал и весь флигель — Левитан жил в гостиницах. Тут художник прожил до смерти — 11 лет.
Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он попытался передать свои чувства через картину — начал писать «пейзажи настроения», которые стали новым жанром в русской живописи.
Мастерская Левитана
Пока Левитан ещё был в училище, его работу — «Осенний день. Сокольники» — купил Павел Третьяков в свою коллекцию. Училища Левитан не закончил — в 1885 году его отчислили за прогулы. Этот год был у Левитана плодотворным — он жил на даче у друзей и много писал.
Мастерская Левитана, 1890-е
В 1892 году Левитан уехал из Москвы почти на год из-за выселения евреев из столицы по приказу Александра III — художник жил у друзей в Тверской губернии, а затем во Владимирской. Император сделал для Левитана исключение за его заслуги и в том же году разрешил вернуться в Москву.
В советское время часть флигеля, в котором жил художник, снесли, со здания убрали декоративные элементы: наличники и своды над окнами. Сейчас дом принадлежит «Москомнаследию», которое сдаёт его в аренду Российской академии художеств под мастерские аспирантов. Но ни те, ни другие за реставрацию не берутся.
В 1709 году Пётр I пожаловал князю Аниките Репнину орден святого Андрея Первозванного и село Великое за победу в Полтавском сражении. В 1713 Репнин в память о победе велел возвести храм Рождества Богородицы — первый из ансамбля. В советское время в церкви хранили зерно, после реставрации в 1989, вернули верующим.
В 1741 внук Аникиты, Пётр, построил второй храм — храм Покрова Богородицы. Здесь советская власть сделала сельский клуб.
Росписи потолка Рождественской церкви
В 1758 между храмами построили Соборную колокольню в 75 метров высотой. Первые три яруса возвели в 18 веке. Остальные четыре достроили в 19 веке.
Вокруг ансамбля возвели ограду с четырьмя часовнями по углам и торговыми рядами возле колокольни. Сохранились три часовни и часть торговых рядов.
Сейчас открыта только Рождественская церковь.
В конце 19 века в селе Середа (ныне — Фурманов), разбогатевший крестьянин Скворцов открыл ткацкую фабрику. Работники прибывали, село разрасталось. Скворцов построил для сельчан небольшую церковь на 200 человек. Зять Скворцова после его смерти расширил мануфактуру и пригласил архитектора Петра Зыкова, чтобы построить храм на 2,5 тысячи человек на месте церкви. При церкви работала библиотека и школа для взрослых.
В 1930-х советская власть закрыла храм. Формальной причиной была неуплата долгов, за которую жители добровольно отдали здание властям. Священников арестовали, колокола сняли, вынесли из церкви иконы, убрали со стен фрески и роспись.
Храм в начале 20 века
В здании размещали зернохранилище и дважды — молочный завод. С 1980-х и до сих пор в церкви проводят богослужения. От внутреннего убранства остался только мраморный иконостас, который не вынесли потому, что он был тяжёлым — его обшили тёсом.
Первым путешествием по Волге, в 1887 году, Левитан был разочарован — пейзажи его не впечатлили. В письме Чехову Левитан писал, что ждал «от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого... серое небо, сильный ветер...», «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы...». Но после поездки Левитан всё-таки написал две картины: «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге».
На следующий год Левитан снова отправился на Волгу искать «художественных впечатлений» вместе с друзьями Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой. Живописцы увидели с парохода Плёс и сошли на берег. Остановились они в доме купца Солодовникова и заняли второй этаж, где была мастерская и спальня Софьи.
«Вечер. Золотой Плёс»
В Плёсе Левитан нашёл вдохновение и возвращался в город ещё три раза. Здесь он написал около 200 картин, которые прославили Левитана и Плёс — Павел Третьяков купил в свою коллекцию «После дождя. Плёс» и «Вечер. Золотой Плёс», а в город стали приезжать художники-пейзажисты. Художники приезжают в Плёс на пленэры до сих пор, чаще всего осенью.
На первом этаже, где жила семья Солодовникова, Алла Вавилова, экскурсовод из Плёса, устроила музей работ Левитана и Степанова.
Раньше гора называлась Петропавловской — по названию церкви, которую Левитан изобразил на картине над «Вечным покоем». Деревянную церковь построили в 16 веке, в 1903 году она сгорела и восстановить её не смогли. В деревне Билюково, что недалеко от Плёса, нашли похожую — Воскресенскую, конца 17 века. Её разобрали и перевезли на место сгоревшей. Всё убранство церкви вырезано из дерева — иконостас, иконы. Церковь работает, её можно посетить.
Воскресенская церковь
Около церкви был погост, надгробия на котором тоже сгорели. Восстановили только деревянные кресты, но по поздним образцам — 19 века.
Гора стала называться именем художника в 1972 году, когда у подножия открыли дом-музей.
На горе бронзовый Левитан пишет картину, а на скамье сидит Софья Кувшинникова, которую художник взял в ученицы. Софья была замужем, поэтому о её поездках с Левитаном сплетничали в Москве. Но Софья отвечала, что ей важнее быть с Левитаном, чем соответствовать представлениям о примерной жене.
В одной из поездок по Волге Софья познакомила Левитана с Турчаниновыми — матерью и двумя дочерьми. У Левитана начался роман с матерью, Анной, а Софья вернулась в Москву к мужу и больше не встречалась с художником.