Однажды писатель Аксаков собирал грибы, которые писатель Гоголь разложил для него вдоль дорожки. Гриб за грибом привели его к памятнику Амуру и Психее. «Подмосковный Версаль» — подумал Аксаков.
Усадьбу построили в 16 веке, ею владели князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.
При Алексее Николаевиче Голицыне построили дворец и разбили парк в стиле классицизма: террасы с цветниками, статуями античных богов и философов. Главной частью парка был ансамбль «Каприз»: павильон с картинами, библиотека со скульптурами, копия статуи Амура французского мастера Эдме Бушардона. Благодаря парку усадьбу называют «подмосковным Версалем».
Когда усадьбу приобрёл Николай Юсупов, коллекция произведений искусств пополнилась — в ней появилась скульптура «Амур и Психея» венецианца Антонио Кановы. Когда началась война с Наполеоном, коллекцию перевезли в Астрахань. А саму усадьбу французы разграбили и сожгли. После войны усадьбу восстановили.
Храм-усыпальница Юсуповых
Юсуповы построили при усадьбе храм-усыпальницу и театр. Театр носит имя Пьетро Гонзаго, итальянского архитектора и художника, который спроектировал здание театра и создал декорации. До наших дней сохранились внутреннее убранство театра и декорации — им 200 лет. Театр работает до сих пор.
После революции усадьбу национализировали. Господский дом превратили в музей, а в хозяйственных постройках открыли военный санаторий «Архангельское». В 1945–1995 годах здесь находилась база спортклуба ЦСКА, где тренировались футболисты и хоккеисты.
В усадьбе проводят лекции, спектакли, фестивали и концерты.
Село Абрамцево упоминается в учётной книге с 16 века — тогда оно называлось Обрамково. Известным село стало в 19 веке, когда в 1843 году усадьбу приобрёл писатель и театральный критик Сергей Аксаков.
Аксаков купил усадьбу, чтобы жить недалеко от Москвы, но на природе — он охотился, рыбачил, собирал грибы и ягоды. Аксаков полюбил новый дом и почти перестал выезжать в Москву. По субботам он собирал у себя дома друзей — писателей, композиторов, критиков, актёров.
В Абрамцево любил гостить Гоголь — у него была своя комната в мезонине, а в роще любимая аллея и сосна, которые Аксаков в письмах называл гоголевскими. Гоголь гулял по парку вокруг дома, собирал грибы и раскладывал на дорожке, по которой Аксаков обычно возвращался домой.
В 1870 усадьбу приобрёл купец Савва Мамонтов. Мамонтов тоже собирал гостей в усадьбе — художников, музыкантов, певцов. Так образовался Мамонтовский (Абрамцевский) художественный кружок: Репин, Васнецовы, Врубель, Левитан, Поленов, Серов. Художники отдыхали и работали в усадьбе. Например, Серов здесь написал «Девочку с персиками», для которой позировала дочь Мамонтова, Васнецов написал «Алёнушку».
Мастерская © Андрей Сапронов
Мамонтов устроил в Абрамцеве столярную и керамическую мастерскую, которой руководила Елена Поленова, сестра художника. Она рисовала эскизы мебели и изделий из глины — посуды, статуэток. Керамика увлекла Врубеля, который соорудил в приусадебном парке скамью в стиле майолики. Печи в усадебном доме украшал тоже Врубель.
После 1917 года советская власть национализировала усадьбу и сделала в ней музей. Экспозиции посвящены владельцам и гостям усадьбы.
Загряжским усадьба досталась вместе с селом Ярополец в качестве приданого жены генерал-поручика Александра Загряжского. В то время усадьба была деревянной, а Загряжский решил заменить её каменной. По семейной легенде, архитектором нового господского дома был Растрелли, автор Большого дворца в Петергофе.
Загряжский приходился родственником Григорию Потёмкину, которого Екатерина II приблизила к себе после дворцового переворота. Чтобы соответствовать статусу, Загряжский реконструировал усадьбу — разбил пейзажный парк, где растения и искусственные водоёмы создают иллюзию естественной природы, украсил его беседками и скульптурами.
Усадьба
После возвышения Потёмкина в гостях у Загряжских побывала императрица, потом наследник престола Павел с женой.
Усадьбу унаследовала внучка Загряжского, Наталья, в замужестве Гончарова — мать жены Пушкина. Он бывал в имении тёщи два раза — его комнату назвали «Пушкинской» ещё при жизни поэта.
Гончаровы владели усадьбой до революции — после на первом этаже сделали музей, а на втором — школу-интернат. В 1922 году школе отдали и помещения музея, сохранили только «Пушкинскую комнату».
Памятник Пушкину перед центральным входом
Во время войны усадьбу разрушили снаряды, а местные жители разобрали её на стройматериалы. После войны господский дом, парк и церковь отреставрировали, открыли для посетителей и снимали там фильмы: «На графских развалинах», «Очарованный странник», «Барышня-крестьянка».
Усадьба открыта для посетителей.
До 1717 года усадьбы Чернышёвых и Загряжских входили в одно имение. Когда Ярополец перешёл к Загряжским, часть имения выкупили Чернышёвы.
Родоначальник графов Чернышёвых Григорий с женой Авдотьей приобрели усадьбу в 1717 году. Обустройство начал первый московский генерал-губернатор Захар Чернышёв. Разбил перед дворцом парк, оранжереи с бассейнами, построил церковь Казанской иконы Божией Матери. После мирного договора с Турцией построил мечеть с минаретами. Усадьбу украшали скульптуры и лепнина.
Храм Казанской Богоматери — усыпальница Чернышёвых
О богатстве усадьбы говорили в Москве и за границей. Молва дошла до Екатерины II, которая посетила усадьбу и сказала, что хотела бы устроить здесь свою загородную резиденцию, если бы Ярополец был ближе к Москве.
Усадьба передавалась по наследству Чернышёвыми до 1831 года, пока декабриста Захара Чернышёва не лишили наследственного права. Имение перешло к родственникам семьи — Кругликовым, затем Безобразовым, которые сохранили в усадьбе семейную мебель, скульптуру и книги.
После революции усадьбу забрали в собственность государства, убранство распределили между центральным музеем и областным краеведческим музеем. В господском доме и служебных постройках разместили лечебницу и детский санаторий.
Во время Второй мировой войны усадьба сильно пострадала от обстрелов и пожаров.